Бийский район в годы ВОВ: воспоминания наших близких

Не просто значимым событием нашей истории, а тем, которое коснулось семьи каждого, стала Великая Отечественная война. И когда в школах ведётся работа по краеведению, или, тем более, если действуют школьные музеи, то интерес к исследовательской деятельности в данном направлении начинает формироваться с первых шагов ребенка в школе. Например, детям можно показывать фотографии их дедов, односельчан - участников ВОВ и тружеников тыла. Школьники так быстро понимают, что это - не абстрактные люди, а те, кто связан с ними родственными узами, живет по соседству, построил здесь дом, учился в той же школе. Это в дальнейшем позволяет возбудить в учащихся эмоциональное отношение к событиям того времени, добиться их внутреннего стремления к осмыслению и усвоению фактов о ВОВ, и, наконец, вовлечь в практическую, в том числе проектную деятельность. Результатом такой деятельности в Бийском районе чаще всего отмечается: выступление учащихся со своими докладами в родных школах, детских Шукшинских чтениях или на научно-практических конференциях в АГГПУ; публикации в школьных, районной или городских газетах. В школах учащемуся обычно предлагается исследовательское задание с большой степенью реальности содержания. Как правило, это творческие работы под общей тематикой «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны». С одной стороны, познавательная активность, возникающая при изучении истории собственной семьи по различным источникам, делает выполнение работы эмоционально окрашенным. Переживая заново весь трагизм событий военного времени, родственники могут передать детям все краски ужасной трагедии, человеческой стойкости, которая может проявиться в отдельных, может незначительных для человека, но важных для истории района деталях и поступках. С другой стороны, нужно признать, что современные учащиеся зачастую относятся к подобным работам как к «проходным» и не особенно важным. И учителю истории следует добиваться, чтобы, получая знания «из первых уст», учащийся также использовал различные источники, искал дополнительную информацию, что позволило бы включить краеведческий материал в общеисторический контекст. Таким образом, реально значимыми проектными работами, по сути, являются лишь те, где самим учеником ставятся вопросы, а затем им же на них находятся ответы. Это позволяет не только дать развернутый анализ первоисточника, но и расширить исторический кругозор, причем не только самого ученика, но и других детей, которые будут ознакомлены с его проектом, или, в отдельных случаях, всех заинтересованных лиц. В ряде школ Бийского района ведется работа и/или осуществляются исследовательские проекты по данной тематике. К сожалению, в большинстве своем – декларативно: хотя на официальных сайтах многих школ указывается, что в данном учреждении ведется тот или иной вид работы по тематике ВОВ, кроме данного упоминания, больше никаких подтверждений наличия такой работы не существует. Поэтому в дальнейшем в данной статье будут использованы материалы работ учащихся Бийских школ, чьи предки трудились на благо страны не в городе, а окрестных деревнях и селах. Это объясняется тем, что в школах Бийска заметно более развита ученическая деятельность по тематике ВОВ. Тем не менее, и по Бийскому району есть исключения. Это МБОУ «Лесная СОШ», МБОУ «Шебалинская СОШ им. братьев Кравченко» и МБОУ «Сростинская средняя общеобразовательная школа им. В.М. Шукшина». Далее будут рассматриваться результаты работы именно данных школ. Также далее будет упоминаться МКОУ «Буланихинская СОШ им. М.М. Мокшина» Зонального района Алтайского края. Это связано с тем, что Зональный район ранее был частью Бийского, и люди, трудящиеся в тылу во время войны, фактически тогда являлись жителями Бийского района. Целями рассматриваемого направления работы в упомянутых школах, как правило, называются: расширение знаний учащихся о важнейших событиях отечественной истории; воспитание личности; формирование ценностных ориентаций; развитие интереса к исследовательской деятельности. Существуют следующие основные виды работы: 1. Школьные музеи. В той или иной форме существуют во всех школах, но по теме ВОВ заметно выделяется Шебалинская СОШ, имеющая «Зал боевой и трудовой славы». 2. Исследовательские работы: «В той страшной войне мы победили!», «Вечная слава героям», «История семьи в истории войны», «Бессмертный полк села». 3. Рефераты, доклады и презентации. Доступны для ознакомления на сайтах данных школ: Лесная СОШ, Шебалинская СОШ, Буланихинская СОШ. 4. Внеурочная деятельность широкого спектра, начиная от совместного просмотра документальных и художественных кинолент и заканчивая полноценными ежегодными программами. Например, в Шебалинской СОШ ежегодно проходит акция под названием «Вахта Памяти», включающая в себя как традиционные мероприятия патриотической направленности (например, "Памятник", "Открытка ветерану", "Школьный двор"), так и достаточно редкие для сельских школ: Смотр песни и строя, Фестиваль патриотической песни "Огонь памяти", конкурс плакатов "День Победы", конкурс чтецов стихотворений "Вечная слава героям", интеллектуальную игру для старшеклассников "Великая Отечественная война" и др. 5. «Клуб интересных встреч». В целом, опять же, подобные мероприятия проходят во всех рассматриваемых школах, но в данном направлении лидерство принадлежит уже Лесной СОШ. В этой школе не только налажена работа с ветеранами и тружениками тыла, но и создан и постоянно пополняется «Школьный электронный фотоальбом ветеранов Великой Отечественной Войны». Но для нас наибольший интерес представляют материалы школьных музеев и различные работы учащихся, в которых прямо расписывается или косвенно упоминается жизнь и быт тружеников тыла Бийского района. К сожалению, большинство работ учащихся посвящено именно ветеранам войны, а описания приводятся с полей сражений. Кроме того, в ряде работ хоть и описывается жизнь граждан тыла, но граждан, не относящихся при этом к современному Бийскому району. Подробный анализ позволил выделить лишь несколько работ. Так, в работе Саши Гончарова по воспоминаниям его прадедушки в рамках проекта «Бессмертный полк села» указывается, как жители района восприняли нападение Германии: «22 июня 1941 года …работал на тракторе ЧТЗ в поле… приехал директор Буланихинской МТС, нам по тревогу объявили, что на нас Германия напала без объявления войны …сразу решил отправиться на фронт» В работе Елизавете Дувановой о своём прадедушке встречается такая информация: «…В 1941-м, когда началась Великая Отечественная война, ему было 15 лет, и он мог бы вообще не воевать и не подвергать свою жизнь опасности, но Николай очень хотел защищать Родину, поэтому в 1943-м порвал свидетельство о рождении, прибавил себе год, чтобы попасть на фронт. Из-за высокого роста ему поверили, что он совершеннолетний, и направили в г. Ачинск в так называемую «учебку», где готовили танкистов». При этом на войну уходили не только рабочие, но и должностные лица. Например, в одной из работ указывается, что председатель колхоза «Красная Звезда» (село Буланиха) Ф.И. Кириллов решил пойти добровольцем на фронт уже 28 июня 1941 года. Это подтверждает упоминавшуюся во второй главе выпускной квалификационной работы информацию о том, что граждане СССР восприняли войну как вызов и сами стремились на фронт. Также в ряде работ о ветеранах ВОВ можно увидеть доказательства и других собранных исторических данных. Например, того, что в Бийском районе, несмотря на явное желание многих жителей отдать свой долг Родине, долго не происходила мобилизация. Многие дети упоминают, что их прадедушки ушли добровольцами на фронт. Те же, что были призваны, как указывается в работах учащихся, были отправлены в «учебки» не ранее августа 1941 года, а на фронт отправлялись только в 1942 году. Другим важным выводом на основе множества рассмотренных проектов является вывод о чрезмерной бедности жителей Бийского района перед началом войны. Хотя в те годы для жителей такое положение дел было само собой разумеющимся (конкретно на бедность никто в воспоминаниях не жалуется, используются такие формулировки, как «пришлось рано пойти работать», «работали до 12 часов в день, чтобы получить премию», «все семья работала в колхозе, детям приходилось приглядывать за хозяйством» и т.п.), с современной точки зрения подтверждается еще один известный исторический факт – до войны Алтайский край (и Бийский район, в частности) был достаточно отсталым регионом по уровню жизни, даже по рамкам СССР. Казалось бы, всего одна строка из презентации о труженице тыла М.П. Кожемякиной от учащегося Бийской школы №8: «…Подростком начала работать в колхозе и всю войну вместе со взрослыми трудилась во имя Великой Победы». Но сразу становится понятно, как война повлияла на еще вчерашних детей, заставила их быстро повзрослеть. Или вот выдержка из исследовательской работы ученицы 3 класса Маргариты Масловой «Роль Михина Ивана Васильевича в развитии п. Мирный»: «…Его отца забрали на фронт, старшего брата тоже. Непосильный деревенский труд лёг на детские плечи. Детство кончилось в один миг: работа по дому, по хозяйству, учёба в школе, а в летние каникулы – непосильный труд на полях в колхозе». Далее в работе приведены воспоминания супруги Ивана Васильевича Михина, дополняющие данное описание: «Сенокосных угодий не было, приходилось любую траву жать серпом, а чаще рвать руками и на своём горбу перетаскивать домой. Наравне со взрослыми вручную [Иван] косил хлебные поля, а по весне пахал огороды плугом, в который впрягались женщины». Практически во всех работах, в которых упоминаются труженики тыла, указывается, что на работе они уставали, потому что… (нужно было ухаживать за скотом, косить сено, возить дрова, воду и т.п.). Но это, как это не будет звучать, было естественным: в тылу остались дети, женщины и старики. И им приходилось работать за ушедших на фронт. Многие жительницы Бийского района выполняли чисто мужскую работу. Так, Великановой Екатерине Никитичне на начало войны было уже 17 лет. И она выполняла все сельскохозяйственные работы, как указывает в своей работе ученик 9 класса школы №33 (пгт. Сорокино) Артем Великанов: «на быках и пахала, и боронила поле, и сеяла». Бывало, пахала и ночью: «Возили сено, солому на лошадях, затем сами разгружали телегу и складывали корма». Начальство не могло нахвалиться ею: «Маленькая, да удаленькая», - называли ее. Она часто вспоминает: «Мы работали из последних сил - так нужно было для Родины, для Победы. Ведь на фронте было куда труднее. Мы всегда помнили о тех, кто сражались в боях за Родину, и считали, что мы в тылу тоже помогаем приближать Победу». Иногда труженики тыла упоминаются лишь вскользь в работах о ветеранах ВОВ. Так, Елена Курцева в своей работе упоминает: «…Анастасия Васильевна сначала работала на пасеке в с.Караган, а затем переехала в с.Лесное и долго трудилась на ферме. Ни тяготы военного времени, ни боль утраты родных людей не изменили в ней доброго отношения к людям и оптимизма». Хотя эти строки не несут исторических фактов, из них можно сделать вывод, что советские граждане в целом и жители Бийского района, в частности, успешно пережили войну и остались при этом Людьми. В общем и целом можно сделать вывод, что большая часть рассмотренных работ практически не способна дать не только исследователю, но и рядовому слушателю или читателю какой-либо полезной и новой информации, касающейся жизни Бийского района в годы войны.

Влад Говоров специально для "Бийского Рабочего"


Написать отзыв
Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
Плохо           Хорошо
Последние Статьи
О моркови - необычно

Морковь – это корнеплод, про который можно написать целую серию статей, было бы желание, время

Бийский район в годы ВОВ: воспоминания наших близких

Не просто значимым событием нашей истории, а тем, которое коснулось семьи каждого, стала Великая Оте

Бийский район в годы ВОВ: анализ документов

Всестороннему исследованию и анализу документов населения периода Великой Отечественной войны препят

Комментарии к статье